Финская Raisio и татарстанский "Золотой колос" договорились вместе выпускать овсянку
8 июня 2006 года

Вчера в Казани представители финского концерна Raisiо и холдинговой компании «Золотой колос» подписали соглашение об организации совместного предприятия для строительства в Татарстане предприятия по выпуску зерновых хлопьев. Как рассказал „Ъ“ представитель пресс-службы холдинга Михаил Астахов, речь идет о строительстве на базе принадлежащего холдингу ОАО «Бурундуковский элеватор» (село Бурундуки, Кайбицкий район Татарстана) завода, который будет выпускать диетические каши быстрого приготовления под брэндом Nordiс, принадлежащим финской компании. В республике планируется организовать весь цикл производства — от выращивания зерновых на сельскохозяйственных угодьях холдинга (рожь, пшеница, ячмень, овес), их обработки до упаковки готовой продукции в коробки по 500,600 и 700 граммов. При этом финская сторона обеспечит поставку семян и собственных технологий выращивания и обработки зерновых культур.

Справка "Ъ". Концерн Raisio является ведущим финским предприятием пищевой и кормовой промышленности с торговым оборотом более 800 млн евро и производствами, расположенными в 17 странах мира. Производит широкий ассортимент продуктов питания из экологически чистых натуральных ингредиентов. По данным самой компании, ее продукция (каши, мука и картофельные продукты Nordic, а также маргарины Voimix и «Долина Сканди») занимает на российском рынке второе место.

ЗАО «Холдинговая компания „Золотой колос“» входит в группу второго по величине в республике банка Татфондбанка и является крупным вертикально интегрированным агропромышленным холдингом. В его состав входят 24 агрофирмы, расположенные в заволжской зоне республики и в Нижегородской области (общая площадь сельхозугодий составляет более 300 тыс. га), а также 3 сахарных завода (в том числе 1 в Нижнем Новгороде), 3 мельницы с зернохранилищами, 3 мясокомбината, 1 птицефабрика, 5 хлебозаводов и собственная розничная сеть в РТ. В Бурундуках холдинг имеет одну из самых современных в России мельниц швейцарской фирмы Buller.
По словам Михаила Астахова, переговоры с Raisio велись в течение полугода. «Компания искала партнера в России для организации своего продовольственного производства, поскольку спрос на ее каши Nordic в России с каждым годом растет», — пояснил „Ъ“ представитель ЗК. Вчера стороны утвердили основные параметры проекта. Мощность завода составит 25 тыс. тонн готовой продукции в год, его запуск в эксплуатацию планируется осуществить во втором-третьем квартале 2007 года. Размер инвестиций в проект составляет 15 млн евро. Стороны рассчитывают окупить вложения через 5 лет после пуска производства. Вчера партнеры окончательно не договорились о долях участия в СП. «Сейчас переговоры на эту тему продолжаются, и мы надеемся, что этот вопрос будет решен в ближайшие дни», — сказали „Ъ“ в пресс-службе ЗК. Между тем, по словам представителей Raisio, финская компания намерена контролировать 75% акций СП.
Сейчас продовольственное направление концерна Raisio в России представлено одним заводом по производству маргарина в Истре Московской области (выпускает весь ассортимент мягких масел, в частности Voimix и «Долина Сканди»), запущенным в 2002 году на базе выкупленного молочного завода (инвестиции в проект составили 2,5 млн евро). В прошлом году представители Raisio заявили, что рассматривают возможность дальнейшего расширения своего присутствия в России, в том числе за счет организации производства зерновой продукции под брэндом Nordic.
Участники рынка связывают решение финского концерна о переносе производства каш в Россию с ростом цен на сырье для их производства в Европе и Финляндии, в частности. «По нашим данным, с начала года рост цен на овес в Финляндии составил 30%, а до конца года его стоимость вырастет еще на 20%», — говорит основатель компании «Быстров» Сергей Выходцев. При этом, по его словам, пропорционально поднимать цены в России означает потерю иностранными производителями доли рынка. «Рынок каш быстрого приготовления, одним из основных игроков которого и является Raisio, последние два года растет только в объемном выражении, а в денежном нет — из-за появления на рынке достаточно большого количества отечественных игроков», — считает господин Выходцев. С ним соглашается и аналитик ФК «Уралсиб» Марат Ибрагимов: «В сложившейся ситуации перенос производства в Россию — единственный способ для финского концерна сохранить и увеличить свою долю на рынке».

Татьяна КОРНЕЕВА, Мария ШЕВЧЕНКО, Санкт-Петербург, "Ъ"